Поиск
Меню

ЮБИЛЕЙНЫЙ МАКС, ЧАСТЬ 1

25.08.2011

Международный авиационно-космический салон МАКС-2011 в соответствии с распоряжением №1275-р правительства РФ от 02 сентября 2009 г. прошел с 16 по 21 августа 2011 г. на территории ОАО "Транспортно-выставочный комплекс "Россия" (г. Жуковский, Московская область, аэродром "Раменское"). Организатор салона - Минпромторг России, устроитель - ОАО "Авиасалон".

Этот салон стал юбилейным, десятым. С момента своего рождения МАКС значительно "подрос" с точки зрения организации, пройдя путь от базара безудержной продажи российских разработок и идей зарубежным "партнерам" через "чисто русские" народные гуляния к вполне цивилизованной площадке делового общения. В "деловые" дни он уже во многом походил на аналогичные мероприятия в Ле-Бурже, Берлине и Фарнборо, но в "публичные" дни впечатление портили непереносимый смрад жарящихся шашлыков и обилие жигулевского пива, что естественным образом сказывалось на пропускной способности туалетов (а их было более чем достаточно). Несмотря на то, что МАКС проводится на закрытой территории ЛИИ им. М.М.Громова, организаторы в этот раз успешно справились с проходом посетителей на выставку: несмотря на более тщательный досмотр, очереди на вход были не больше чем в Германии, во Франции или в Великобритании. Однако сильно огорчило появление металлических заборов вдоль ВПП и на статических стоянках. Самолеты за ними скорее напоминали свирепых хищников в зоопарке. Глухие сетки высотой с человеческий рост не только не позволяли подойти пообщаться с людьми, но и нормально сфотографировать летательный аппарат, поскольку просунуть объектив фотоаппарата сквозь некрупные ячейки и потом без потерь вытащить его обратно удавалось не каждому. Нет за рубежом и "премьерского" дня. Руководители других стран на салоны ходят и, как правило, открывают их, но там бравые омоновцы никогда не закрывают павильоны перед участниками. Да и не было такого, чтобы салон открывался на второй день своей работы.

Юбилейный МАКС стал еще и рекордным. В этом году в нем приняли участие 842 компании из 40 стран мира, был представлен 241 летательный аппарат (91 - в летной программе), сумма заключенных сделок превысила $16 млрд. Еще одной особенностью нынешнего салона можно назвать то, что соглашения и контракты МАКС-2011 подписывались исключительно в области гражданской авиации. На МАКС-2009 сумма составляла около $10 млрд, причем сделки заключались в основном на поставки военной авиатехники.

По данным столичного ГУ МВД, в первые три дня работы авиасалона его посетило 100000 человек. В пятницу на авиасалоне побывало 105000 человек, а в субботу - 150000. Организаторы прогнозировали, что примерно такое же количество людей посетит салон и в воскресенье, но погода внесла свои коррективы и в заключительный день на МАКСе побывали всего около 20000 человек. МАКС-2009 в общей сложности посетило более полумиллиона человек. Этим летом рекорд планировали побить, но погода распорядилась иначе.

Соглашения и контракты МАКС-2011

Как и ведущие авиасалоны мира, МАКС уже второй раз измеряют в миллиардах долларов. По оценкам ряда экспертов, общая сумма контрактов и соглашений в этом году приблизилась к $16 млрд. Крупнейшие соглашения этого года, впрочем, стали лишь обновлением ранее подписанных документов, а общий объем новых сделок составил примерно $3,7 млрд. Стоимость большинства сделок официально не называлась.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)

Корпорация "Иркут" заключила соглашение с ГК "Ростехнологии" на поставку 50 самолетов МС-21 для авиакомпании "Аэрофлот". Со стороны заказчика контракт подписал генеральный директор ООО "Авиакапитал-Сервис" (специализированная лизинговая компания в структуре "Ростехнологий") Роман Пахомов, со стороны исполнителя - президент корпорации "Иркут" Алексей Федоров. Соглашение стоимостью $3,8 млрд. предусматривает поставку 35 самолетов МС-21-300 и 15 самолетов МС-21-200. Поставки воздушных судов (ВС), оснащенных по выбору заказчика двигателями американской фирмы Pratt & Whitney или российскими ТРДД ПД-14, будут осуществляться с 2017 по 2022 г. В соглашении предусмотрен и опцион еще на 35 самолетов МС-21. Стоимость одного серийного самолета МС-21 эксперты оценили в более чем $70 млн.

Предполагаемый срок лизинга - 10 лет с возможностью продления. Указанные 50 машин МС-21 включены в список из 126 отечественных воздушных судов, которые планируется приобрести для "Аэрофлота". К 2020 г. авиапарк "Аэрофлота" не менее чем на 40% должен состоять из отечественной техники. По мнению аналитиков UBS самолет MC-21 обладает примерно такими же характеристиками, как и самолеты семейства A320, но его цена примерно в 1,5 раза ниже. С финансовой точки зрения эта сделка может способствовать увеличению стоимости "Аэрофлота", но поставки самолетов МС-21 могут задержаться на 2-3 года. Специалисты ИК "ВТБ Капитал" также отметили возможность задержек поставок, но не отметили особого воздействия этой новости на котировки акций "Аэрофлота" и в большей степени ждут новостей о финансовых условиях лизинга 50 самолетов Boeing 737NG (поставка первой партии запланирована на 2013 г.).

Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) подписала с корпорацией "Иркут" соглашение о покупке 28 самолетов МС-21 с опционом еще на 22 ВС. Каталожная цена соглашения составит примерно $2,2 млрд. Поставки самолетов также планируется произвести с 2017 г. по 2022 г.

Обе сделки не были новостью, партнеры обновили заключенные ранее соглашения и меморандумы. В портфеле корпорации "Иркут" после МАКС-2011 число заказов на МС-21 - 190 - не изменилась, но доля твердых контрактов увеличилась до 128 самолетов.

"Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) заключили на МАКС-2011 контракты на поставку 73 самолетов SSJ-100 (включая опционы).

ОАО "ВЭБ-лизинг" (дочерняя компания корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), авиакомпания "ЮТэйр" и ГСС заключили договор лизинга 24 самолетов SSJ100. Документ подписали председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, генеральный директор авиакомпании "ЮТэйр" Андрей Мартиросов, и президент ОАК Михаил Погосян. На торжественной церемонии присутствовал председатель правительства РФ Владимир Путин. Общая сумма сделки составляет $760,8 млн в каталожных ценах. По существу это модернизация заключенного ранее соглашения, в котором вместо пермского "Авиализинга" финансировать сделку будет "ВЭБ-лизинг".

Также в присутствии премьера контракт с ГСС подписала компания "Газпром Комплектация" (центральный поставщик "Газпрома" и его "дочек"). Свои подписи под документом поставили президент ЗАО "ГСС" Владимир Присяжнюк и первый заместитель генерального директора ООО "Газпром Комплектация" Валерий Канюка. Контракт предусматривает поставку 10 самолетов SSJ100/95LR для авиакомпании "Газпромавиа". Сделка оценивается в $323 млн в текущих каталожных ценах. Поставка самолетов запланирована на 2013-2015 гг.

Авиакомпания "Газпром Авиа" в лице генерального директора Андрея Овчаренко и компания PowerJet в лице Жака Декло, председателя совета директоров и главного исполнительного директора, подписали Соглашение о послепродажной поддержке 20 двигателей SaM146, предназначенных для установки на самолет SSJ100.

ГСС также заключило договор с индонезийской авиакомпанией Sky Aviation на поставку в 2012-2015 гг. 12 самолетов SSJ100 в базовой конфигурации. Соответствующий договор об основных условиях контракта был подписан на салоне в Ле Бурже. Сделка оценивается в $380,4 млн в текущих каталожных ценах.

Соглашение о намерениях на поставку 12 самолетов SSJ 100/95 в базовой конфигурации было подписано с авиакомпанией "Кубань". Сделка оценивается в $380,4 млн в текущих каталожных ценах. Свои подписи под документом поставили Владимир Присяжнюк и председатель совета директоров ОАО "Авиационные линии Кубани" Денис Ильин. Поставка самолетов запланирована на период с 2012 по 2015 гг. "В 2012 г. мы получим 2 самолета, в 2014 г. - пять и еще пять в 2015 г.", - сказал Денис Ильин. Он добавил, что твердое соглашение будет подписано к концу года. По его словам, существует риск несвоевременной поставки самолетов, но компания надеется на получение новых ВС к 2014 г., чтобы в полной мере обеспечить авиасообщением гостей Олимпиады в Сочи.

Проект поддержало правительство Краснодарского края. "К сентябрю будет понимание, в какой форме будет выражаться поддержка правительства. Сейчас существует два варианта: гарантии под финансирование или субсидии", отметил Денис Ильин. В настоящее время обсуждается вопрос финансирования сделки компаниями "ВЭБ-Лизинг" и "Сбербанк-Лизинг".

Соглашение о намерениях на поставку трех самолетов SSJ100/95 в базовой комплектации с опционом еще на два ВС было подписано с ОАО "Авиакомпания "Московия" ("Громов Эйр"). Начало поставок запланировано на 2013 г. Свои подписи под документом поставили Владимир Присяжнюк и и.о. генерального директора "Авиакомпании Московия" Константин Филонов.

Кроме того, на МАКС-2011 ЗАО "ГСС" провело переговоры с таджикской и киргизской авиакомпаниями. В случае успеха, предполагалось до конца авиасалона подписать соглашения еще на 25 самолетов, но этого не произошло.

"Общая сумма твердых контрактов корпорации превысила $7,5 млрд по каталожным ценам", - заявил М.Погосян на итоговом пресс-подходе.

Корпорация "Иркут" и немецкая компания ThyssenKrupp System Engineering заключили контракт на поставку комплекта технологической линии, обеспечивающей агрегатную сборку панелей и отсека Ф5 самолета МС-21 с использованием цифровых технологий. В рамках контракта компания ThyssenKrupp System Engineering разработает, выпустит и смонтирует на авиационном заводе "Авиастар-СП" (г. Ульяновск) технологические системы, включающие системы позиционирования и лазерного измерения, управляемые специальными программами, а также оборудование для автоматической клепки панелей. Контракт предусматривает ответственность компании ThyssenKrupp System Engineering за ввод оборудования в эксплуатацию, обучение российских специалистов работе на новом оборудовании, а также консультационные услуги. Сроки ввода в строй технологической линии согласованы с графиком реализации программы МС-21.

С другой немецкой компанией - Durr Systems GmbH - корпорация "Иркут" заключила контракт на поставку полного комплекта технологической линии, обеспечивающей сборку самолета МС-21 на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) с использованием цифровых технологий. Сроки ввода в строй технологической линии позволят собирать по новой технологии не только серийные самолеты, но и первые экземпляры МС-21, предназначенные для летных и статических испытаний. Такая технология, впервые применяемая в России, будет способствовать своевременной сертификации самолета МС-21 и позволит быстро выйти на плановые темпы постройки серийных машин.

Представители правительства республики Татарстан, австрийской компании FACC AG, ОАК и ульяновского ЗАО "АэроКомпозит" на МАКС-2011 объявили о создании совместного предприятия (СП) по производству и продаже композитных агрегатов для гражданских самолетов ОАК. Целью предприятия является организация в России производства комплектующих из КМ, отвечающего мировым стандартам качества. Кроме того, СП позволит создать в Казани 150-500 рабочих мест в высокотехнологическом сегменте промышленности. Компания FACC AG должна обеспечить СП международными заказами. По словам президента компании FACC AG Вальтера Штефана, сотрудничество австрийской компании с ОАК продолжается уже около двух лет (по самолету SSJ100). В первые годы работы СП, австрийская компания рассчитывает на долю в 24% акций в его капитале. "В дальнейшем мы достигнем уровня 40%", - сказал В.Штефан.

Как сообщил заместитель министра промышленности и торговли республики Татарстан Ильдар Мингалиев, к настоящему времени под СП подготовлено 90% площадей КАПО, в июне в качестве уставного капитала передано оборудование, в августе в регистрационную палату переданы документы для получения свидетельства на право собственности (7 зданий и 6 земельных участков), проводится работа по газификации в промышленной зоне, связанной с СП и строительству автодороги. Кроме того, стороны совместно разрабатывают программу для подготовки в вузах Татарстана молодых специалистов, которые будут задействованы в СП.

Изготовление опытной партии агрегатов запланировано на конец 2012 - начало 2013 г. На проектную мощность СП планирует выйти в 2016-2017 гг., его выручка должна достигнуть 200 млн. долл. СП не будет выпускать так называемое "черное крыло" для самолета МС-21 и новых вариантов самолета SSJ100 (его будут делать на другой производственной площадке "АэроКомпозита") предприятие будет заниматься элементами механизации крыла - элеронами, закрылками, стабилизаторами и др.

Компания Eaton и концерн "Авиационное оборудование" заключили соглашение о намерениях по локализации производства компонентов гидравлической системы на базе предприятий ОАО "Концерн "Авиационное оборудование" в рамках реализации проекта МС-21. Кроме того, компания Eaton проведет энергоаудит и сформирует рекомендации по оптимизации энергопотребления на одном из предприятий холдинга "Авиационное оборудование".

В ходе МАКС-2011 ОАК также подписала ряд соглашений, касающихся сотрудничества в различных направлениях авиационной деятельности: соглашение с ГК "Ростехнологии" о стратегическом партнерстве, четырехстороннее соглашение с ОАО "Роснано", холдинговой компанией "Композит" и Всероссийским институтом авиационных материалов (ВИАМ).

"Ильюшин Финанс Ко" (ИФК)

Кроме упомянутого уже контракта на поставку самолетов МС-21, компания ИФК в ходе салона подписала с фирмой Bombardier соглашение о намерениях, предусматривающее покупку трех самолетов CS100 и семи самолетов CS300 с опционом еще на 10 ВС. Каталожная цена самолета CS300 составляет $66 млн. Поставки самолетов должны начаться в 2015 г. С учетом опциона стоимость контракта в каталожных ценах составляет около $1,2 млрд, но источник в компании отметил, что ИФК получила хорошую скидку как стартовый заказчик самолетов C-Series в России.

Самолеты Bombardier C-серии пока находятся в разработке. К моменту подписания соглашения, компания Bombardier уже имела 133 твердых заказа на эти самолеты.

Интерес ИФК к поставкам зарубежной техники ряд экспертов объясняет как плохой работой российских производителей, так и тем, что компания потеряла часть отечественного рынка из-за позиции основных акционеров ИФК: ВЭБ, владеющий 21,4% акций ИФК, теперь предпочитает финансировать контракты дочерней компании "ВЭБ-лизинг". Рассматривать ИФК в качестве приоритетного партнера перестала и - ОАК (владелец 49% акций). ВЭБ и Александр Лебедев, владеющий еще 28% акций ИФК, оценивают перспективы сделки позитивно, но заблокировать ее может ОАК, который видит в самолетах C-Series прямого конкурента самолету SSJ130.

ИФК может получить и самолеты A320, заказанные Александром Лебедевым для недавно обанкротившейся немецкой авиакомпании Blue Wings. В 2008 г. лизинговая компания Alps-Stream, ранее входившая в структуру Национальной резервной корпорации, подписала контракт с концерном Airbus на поставку 15 самолетов семейства А320, а также опцион еще на 15 лайнеров. Однако чтобы эти соглашения перешли в разряд твердых контрактов ИФК предстоит переписать свой устав, поправки в устав, которые позволят компании заняться лизингом иномарок, могут быть приняты в начале сентября.

ИФК также подписала предконтрактное соглашение с кубинской авиакомпанией Cubana de Aviacion о поставках трех самолетов Ан-158 с опционом еще на три ВС. Ан-158 стоит примерно $25 млн, значит, общая сумма сделки может достичь $150 млн. По словам генерального директора ИФК Александра Рубцова, твердый контракт планируется подписать в сентябре.

ГП "Антонов"

ГП "Антонов" и компания "Волга-Днепр" в ходе МАКС-2011 подписали "Техническое задание на опытно-конструкторскую работу "Модернизированная версия Ан-124-100-150 (Ан-124-100) парка самолетов ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" с двигателями Д-18Т серии 3М. Самолет Ан-124-111". Свои подписи поставили президент - генеральный конструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива и президент Группы компаний "Волга-Днепр" Алексей Исайкин. Этот документ определяет технический облик самолетов "Руслан" в парке авиакомпании Волга-Днепр" после модернизации в вариант Ан-124-111. На самолете будет применена "стеклянная" кабины, БРЭО нового поколения, полностью цифровая система управления самолетом, обновленная силовая установка с цифровой системой управления с полной ответственностью. Это позволит значительно улучшить топливную эффективность самолета, повысить его надежность, снизить уровень шума и затраты на эксплуатацию. "Руслан" получит возможность выполнять посадки по IIIА категории ИКАО.

"Предстоящая модернизация самолетов "Волга-Днепр" - это важный практический шаг к возобновлению выпуска "Русланов", - сказал Алексей Исайкин. - В процессе модернизации будут отработаны многие вопросы технического облика будущих серийных самолетов. Мы более чем уверены, что к этой программе скоро присоединятся новые заказчики - как военные, так и гражданские. "Руслан" очень востребован. Только группа компаний "Волга-Днепр" готова заказать 40 таких самолетов". По мнению А.Исайкина модернизация самолетов обойдется в $400-600 млн.

Вторым подписанным документом стал график выполнения модернизации "Руслана" в вариант Ан-124-111. Его, помимо Д.Кивы и А.Исайкина, подписали генеральный конструктор ГП "Ивченко-Прогресс" Игорь Кравченко и председатель Совета директоров ОАО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев. Согласно графику, первый модернизированный самолет поднимется в небо в конце 2013 г.

С авиакомпанией "Волга-Днепр" также было подписано соглашение о совместном продвижении на рынке транспортных самолетов Ан-178.

Кроме того, ГП "Антонов" подписало соглашение о сотрудничестве с ОАО "Авиационная промышленность" (РФ). Основным направлением деятельности сторон по данному соглашению является реализация действующих межгосударственных и межправительственных соглашений в области авиации между Россией и Украиной. В нем оговаривается сотрудничество в разработке и реализации долгосрочных программ в области создания и серийного производства авиационной техники, развития системы ее послепродажного обслуживания, сохранения и укрепления научных и производственных кооперационных связей. Речь идет, прежде всего, о самолетах Ан-148 и Ан-158, а также об Ан-124 и Ан-70. Генеральный директор ОАО "Авиапром" Владимир Кузнецов подчеркнул, что подписанное соглашение "поможет снять некоторые шероховатости технического характера в наших отношениях" и сделать их более результативными.

ОАО "Авиакор - авиационный завод"

На МАКС-2011 "Авиакор" подписал соглашение о сотрудничестве с ОАО "Рособоронэкспорт" в продвижении турбовинтового самолета Ан-140. Помимо этого, "Авиакор" заключил соглашение с производителем специальных систем ОАО "НПП "Радар ММС" об установке оборудования данной компании на Ан-140 в целях создания специальных версий этого самолета.

"Вертолеты России"

Холдинг "Вертолеты России" продал на МАКС-2011 79 транспортных вертолетов Ми-171. 17 августа в присутствии премьера Владимира Путина был подписан твердый контракт на поставку 40 вертолетов Ми-171 авиакомпании "ЮТэйр". Эксперты оценили стоимость контракта в $450 млн. Поставки начнутся в 2012 г. и завершатся в 2013 г. Это соглашение стало своего рода вторым траншем: поставка авиакомпании первых 40 вертолетов была завершена осенью 2010 г. 18 августа генеральный директор холдинга Дмитрий Петров и генеральный директор авиакомпании "Газпромавиа" Андрей Овчаренко подписали контракт на поставку 39 вертолетов Ми-8АМТ. Поставка вертолетов с авиационного завода в Улан-Удэ будет вестись в течение четырех лет, начиная с 2012 г.

"Мотор Сич"

АО "Мотор Сич" подписала соглашение на поставку 12 двигателей Д-436ТП для самолетов Бе-200ЧС.

Корпорация Airbus

Корпорация Airbus и авиакомпания "Трансаэро" подписали меморандум о приобретении восьми самолетов A320neo, каталожная стоимость сделки оценена в $712-730 млн. Корпорация Airbus подписала также меморандум о взаимопонимании с компанией "ВЭБ-Лизинг". Документ предусматривает сотрудничество в сфере финансирования и лизинга воздушных судов, включая обмен опытом, экспертизой и информацией в области финансирования авиатехники. Еще один меморандум корпорация Airbus подписала с корпорацией "ВСМПО-Ависма" - о взаимопонимании для стратегического сотрудничества по производству и поставке продукции с добавочной стоимостью и совместно разработанным проектам. "ВСМПО-Ависма" подписала дополнительное соглашение на поставку титана с фирмами Airbus и Goodrich. "ВСМПО-Ависма" также подписала соглашение о поставке титана с компанией Roll-Royce (оценивается в $250 млн).

Компания Boeing

Компания Boeing в рамках МАКС не получила заказов на свои самолеты. "Большой объем контрактов с российскими перевозчиками уже был заключен на авиасалоне Ле Бурже в этом году,- объяснили в компании,- поэтому Boeing сделал упор на другие виды своей деятельности". В частности, ГК "Ростехнологии" и компания Boeing объявили об укреплении сотрудничества в области производства и обработки титана и расширении бизнеса в области дистрибуции авиационных компонентов и агрегатов, а также авиационных услуг. Также компания Boeing подписала меморандум, согласно которому специалисты подразделения Boeing Flight Services и компании Jeppesen будут взаимодействовать с российскими коллегами по повышению эффективности работы и пропускной способности ведущих российских аэропортов.

В частности, состоялось подписание протокола о намерениях с аэропортом Внуково. Документ подписали генеральный директор ОАО "Аэропорт Внуково" Василий Александров и вице-президент подразделения Flight Services, Commercial Aviation Services, Boeing Commercial Airplanes Шерри Карберри. Предполагается, что благодаря подписанному протоколу в 2013 г. в аэропорту можно будет совершать от 99 до 124 операций в час.

"Ростехнологии"

Соглашение о создании совместного российско-французского предприятия по производству лазерных инерциальных навигационных систем подписали глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов и президент французской группы SAFRAN Жан-Поль Эртеман. Пакет соглашений в области энергосбережения и энергетической эффективности был подписан ГК "Ростехнологии" с компанией "Российская электроника" и представителями ряда регионов. В частности, "Ростехнологии" и "Российская электроника" договорились о сотрудничестве в производстве и внедрении энергосберегающих систем освещения в субъектах Российской Федерации, затем были подписаны соглашения с представителями Ульяновской и Костромской областей, а также Республики Татарстан.

Новикомбанк

Стратегический партнер салона МАКС-2011 Новикомбанк подписал соглашения о сотрудничестве с рядом российских компаний: ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "ОАК-Транспортные самолеты", ОАО "Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева", ОАО "Ильюшин Финанс Ко.", ОАО "Вертолеты России", ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля", ОАО "Камов", ОАО "Концерн "Авиаприборостроение" и ОАО "Авиаагрегат". Также было подписано соглашение с ЗАО "Центр научно-технических услуг "Динамика" и ОАО "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства".

Портовая ОЭЗ "Ульяновск-Восточный"

В рамках МАКС-2011 состоялась церемония вручения свидетельства о получении статуса резидента ОЭЗ "Ульяновск-Восточный" первым трем инвесторам проекта. 29 июля 2011 г. первый Экспертный совет, действующий при Министерстве экономического развития РФ, утвердил бизнес-проекты инвесторов с общим объемом инвестиций более 3,5 млрд рублей.

ООО "Волга-Днепр Техникс Ульяновск" реализует в ОЭЗ проект по организации Центра технического обслуживания и ремонта воздушных судов. В рамках технического обслуживания авиационной техники партнерами компании выступят Boeing Lufthansa Technik. Строительство центра начнется в 2012 г. Объем инвестиций - 2,3 млрд рублей.

ООО "ФЛ Техникс Ульяновск" (дочерняя организация международной компании Avia Solutions Group) организует Центр технического обслуживания воздушных судов типа Boeing, Airbus и др, эксплуатируемых российскими и иностранными авиакомпаниями. Строительство центра начнется в 2013 г. Объем инвестиций - 795 млн рублей.

ООО "Авиационный завод "Витязь" займется организацией сборочного производства самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400. Строительство завода начнется в 2012 г. Объем инвестиций - 457 млн рублей.

ОАО "Авиасалон"

Соглашение о сотрудничестве в области выставочной деятельности подписали Председатель Совета директоров ОАО "Авиасалон" Игорь Золотов и заместитель Председателя правительства Ульяновской области Вильдан Зиннуров.

Военные контракты не состоялись

Министерство обороны России отложило покупку 24 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ и 60 учебно-боевых самолетов Як-130. Оба контракта, которые планировалось подписать в ходе МАКС-2011, оцениваются в $3 млрд. Поводом для отсрочки стало намерение МО РФ добиться более низких цен на военную продукцию. По словам президента ОАК Михаила Погосяна, контракт на поставку МиГ-29 будет подписан до конца 2011 г. Все 24 самолета будут приписаны к 279-му корабельному авиаполку ВМФ России, базирующемуся на единственном российском авианосце "Адмирал Кузнецов". В ОАК не исключают также и возможности подписания соглашения на поставку Як-130 до конца года.

Холдинг "Вертолеты России" также объявил, что согласование параметров контракта на поставку вертолетов Ка-52 Сухопутным войскам России пока не завершено. Кроме того, МО РФ не может определиться и с количеством палубных Ка-52, которые планируется купить для базирования на кораблях класса "Мистраль".

М.Погосян также рассказал в ходе салона, что МО РФ намерено приобрести более ста военно-транспортных самолетов до 2020 г. По словам генерального директора холдинга "Вертолеты России" Д.Петрова, с Минобороны подписано семь долгосрочных контрактов, три краткосрочных, еще один контракт по поставкам вертолетов Ка-52 находится в стадии подписания. По словам Петрова, "Вертолеты России" в 2011-2020 гг. поставят Минобороны 1150 вертолетов.

До 2020 г. ВВС России также планируют приобрести 120 фронтовых бомбардировщиков Су-34, из которых будут сформированы пять эскадрилий по 24 самолета каждая. Су-34 будут закупаться поэтапно. В частности, до конца 2011 г. ВВС должны получить шесть самолетов, в 2012 г. - 12. фронтовых бомбардировщиков. Согласно действующим планам, к 2015 г. число Су-34 в составе ВВС России должно составить 70 единиц.

Экспорт

На МАКС-2011 17 августа выступил генеральный директор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин. Он рассказал, что госкомпания не планирует подписывать на авиасалоне никаких контрактов, поскольку заказы на российскую военную продукцию "и так поступают с опережением графика". В настоящее время портфель экспортных заказов ведомства составляет $36 млрд. В первом полугодии 2011 г. были подписаны более 600 контрактов. При этом Россия за шесть месяцев экспортировала вооружений и военной техники на $5,9 млрд.

Россия в ближайшее время поставит в Аргентину три вертолета Ми-171 под госкредит. Два таких вертолета для грузоперевозок в Антарктиду страна уже приобрела, отметил заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта" Виктор Комардин. По его словам, Рособоронэкспорт ведет поставки вооружения и военной техники под государственные кредиты РФ в Индонезию, Иорданию, Шри-Ланку, Бангладеш. Однако торговля вооружением далеко не всегда прибыльна. Из-за войны в Ливии корпорация "Тактическое ракетное вооружение" потеряла 600 млн евро, сообщил гендиректор корпорации Борис Обносов. Расстраивают и китайские партнеры - в последнее время они в основном заказывают послепродажное обслуживание поставленных ранее вооружения и военной техники.

Прогнозы

Компания Boeing представила прогноз рынка гражданских самолетов в России и СНГ в преддверии салона МАКС-2011. Эксперты компании уверены, что число самолетов в мире к 2030 г. удвоится. Если в 2010 г. их насчитывалось 19410, то через 20 лет их будет 39530. Рынок гражданских самолетов в России и странах СНГ оценен в 1080 новых самолетов ($110 млрд), большая часть из них пойдет на замену устаревшим, а парк расширится на 250 ВС. По сравнению с 2010 г. прогноз был повышен на 12%.

Эксперты подтверждают эти выводы: по темпам роста перевозок Россия опережает Европу почти в два раза. При этом чаще всего отечественные компании покупают иностранные самолеты. В 2010 г. 83% пассажирооборота в России было выполнено на самолетах западного производства, в этом году, по прогнозам, будет 90%. Но летают в России гораздо меньше, чем во всем мире. В США в 2010 г. самолетами воспользовались 600 млн человек, в России - 58 млн. Более того, в Советском Союзе, как и в США сегодня, порядка 90% авиаперевозок осуществлялось внутри страны и только 7-8% пассажиров отправлялись за рубеж. В современной России, напротив, явный перекос: за границу летают 50% пассажиров, потому что внутренние авиалинии практически разрушены.

Концерн Airbus представит свой уточненный прогноз российского авиарынка в ноябре 2011 г. Об этом на салоне сообщил вице-президент концерна Кристофер Бакли. По его словам, "в сентябре будет представлен общий прогноз мирового авиарынка до 2030 г., а российский будет доступен в ноябре". Бакли добавил, что прогноз по России будет повышен на 20%. Он отметил, что согласно заключенным твердым контрактам концерн до 2020 г. поставит в Россию 80 новых самолетов. "Мы постараемся завоевать 40-50% российского авиарынка", - подчеркнул Бакли. Кроме того, по его словам, в планах Airbus ежегодное наращивание продаж в России на 5-10%.

Заместитель министра транспорта страны Валерий Окулов на МАКС-2011 заявил, что авиакомпаниям России до 2025 г. понадобится 1600-1800 новых самолетов. Около половины этого количества придется на узкофюзеляжные магистральные самолеты. Часть спроса Россия намерена обеспечить самостоятельно: Окулов оценил потребность страны в самолетах SSJ100 в 150-180 самолетов, данных по количеству самолетов МС-21 он не привел.

Тем не менее, очевидно, что основными производителями лайнеров для российских авиакомпаний пока останутся Airbus и Boeing, которые, в частности, выпускают дальнемагистральные самолеты. 16 августа на авиасалоне МАКС-2011 глава ОАК М.Погосян заявил, что лайнеры такого типа будут выпускаться и в России, но деталей проекта не привел.

Эксперты литовской компании по аренде экипажей воздушных судов AviationCV.com, отмечают, что растущие объемы авиаперевозок наряду с высоким спросом на новые воздушные суда, предполагают естественный рост рынка пилотов. В ближайшие 20 лет авиакомпаниям мира потребуется более 460000 квалифицированных пилотов, то есть порядка 23000 новых пилотов в год. В Европе и странах СНГ потребность в новых пилотах составит 102000 человек на ближайшие 20 лет. Наибольший спрос на рынке пилотов будет отмечен в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где, согласно прогнозам экспертов, потребность в летных кадрах составит более 180000 человек. В частности Китаю потребуется 72000 пилотов, Латинской Америке - 41000, Африке - 14300, Ближнему Востоку - 36000. По мнению экспертов AviationCV.com высокий спрос на пилотов на развивающихся рынках неминуемо столкнется с проблемой недостаточно развитой инфраструктуры по подготовке авиационных кадров.

Демонстрационные полеты

Главной изюминкой летной программы МАКС-2011 конечно же стал самолет Т-50. Причем 17 августа полеты выполняли оба опытных экземпляра. В публичные дни салона Т-50 выступал в роли ведомого для Су-35 и Су-34.

Пилотажная группа "Стрижи" (шесть самолетов МиГ-29) порадовала зрителей разнообразием пилотажных порядков: "Ромб", "Колонна", "Плотный ромб", "Крест", "Пирамида". В воздухе также демонстрировались МиГ-29ОВТ, МиГ-35 и МиГ-29К (он выполнял роль самолета-заправщика для МиГ-35).

В воздухе свое мастерство продемонстрировали "Соколы России" и "Русские витязи", огромное сердце нарисовали в небе асы пилотажной группы "Русь". В программу группового пилотажа "Русских Витязей" впервые был включен роспуск "тюльпан", который завершался фигурой "колокол" синхронно сразу четырьмя самолетами.

В программе также приняла участие пилотажная группа "Балтийские пчелы" (Baltic Bees) - первая и единственная частная гражданская пилотажная группа в Прибалтике. Она летает на самолетах L-39С.

Свое мастерство показали французские и американские летчики на истребителях Rafale и F-15 Eagle.

Не оставила равнодушными зрителей и программа гражданской авиации: полет самолетов А380, SSJ100, Ту-204СМ, Ту-214ОН, Бе-200, легкого самолета "Рысачок" и французского электрического самолета "CRI CRI". Великолепный пилотаж продемонстрировал самолет МАИ-890. Жалко только что самолет этот слишком мал, и после А380 найти его в небе было нелегко.

Превосходную летную программу на МАКС-2011 показали "Вертолеты России". Кроме традиционного пролета строем и показательных выступлений вертолетов Ми-38, Ми-34С1 и Ми-26Т2, которые сами по себе производили потрясающее впечатление, были показаны буквально театрализованные представления по освобождению заложника со "стрельбой" и "взрывами" и по оказанию помощи пострадавшим в автомобильной аварии. Они оставили наиболее яркое впечатление, наглядно продемонстрировав возможности вертолетов в условиях, "приближенных к боевым".

Описывать демонстрационные полеты дело неблагодарное, это надо видеть, слышать и вдыхать.

Авиационная техника на МАКС-2011

Гражданские самолеты

МС-21

На авиасалоне МАКС-2011 корпорация "Иркут" представила макеты кабины пилота и пассажирского салона МС-21. Кроме того, демонстрировалась и консоль крыла из композиционных материалов. Как отметил в ходе презентации проекта президент "Иркута" Алексей Федоров, разработка интерьера салона выполнена французской корпорацией Zodiac Aerospace по ТЗ корпорации "Иркут" с учетом пожеланий авиакомпаний. Планируется, что изготовление интерьера будет размещено в Ульяновске. "Многие авиакомпании внедряют новые технологии перевозки, когда пассажиры не сдают багаж, а берут его с собой в салон. Тем самым не тратится время на погрузку-выгрузку багажа. У нашего самолета полки очень большие, в них спокойно разместятся чемоданы, а их конструкция позволяет находиться им под самым потолком, практически не занимая место в салоне", - отметил А.Федоров. Кабина пилотов оснащена активной боковой ручкой.

В 2011 г. на Иркутском авиазаводе планируется начать производство деталей для изготовления восьми первых самолетов МС-21: шесть летных (двух модификаций - на 150 и 180 пассажирских мест) и два планера для наземных испытаний. Механосборочное и гальваническое производства завода имеют высокую степень готовности для реализации проекта. В ближайшие два года будут вестись работы по автоматизации сборочного цеха (соглашения с немецкими компаниями Durr Systems GmbH и TyssenKrupp System Engineering). В модернизацию производства на Иркутском авиазаводе вложено 10,8 млрд руб., а всего на переоснащение заводов (Иркутск, Ульяновск, Воронеж), потребуется около 600 млн. долл.

Испытания опытного самолета МС-21 должны начаться в 2014 г., сертификация намечена на 2016 г. Разработчики проекта рассчитывают производить до 86 лайнеров в год. В сегменте узкофюзеляжных самолетов "Иркут" планирует занять 10% мирового рынка. При этом 30% выпускаемых лайнеров предполагается реализовать российским авиакомпаниям.

Пока программа МС-21 не испытывает никаких трудностей с финансированием. "Никаких перебоев с финансированием, - ответил А.Федоров на вопрос журналистов. - Наоборот, наша трудность - вовремя освоить выделяемые средства, не просто съесть деньги, а выполнить работу". "По МС-21 будущий год будем ключевым, потому что в течение 2012 г. мы должны завершить проектирование и передать весь комплект документации на Иркутский авиазавод и другие предприятия, которые участвуют в кооперации. Мы должны освоить большой объем средств, в том числе в рамках Федеральной целевой программы по МС-21", - сказал А.Федоров.

Для осуществления плана по унификации самолетов ОАК планирует создать новую единую структуру: проекты самолетов МС-21 и SSJ100, как и было обещано в феврале 2011 г., объединят в один. Корпорация уже приступила к созданию единой дирекции этих проектов, которая должна будет представить планы по унификации самолетов. Самолеты должны быть максимально похожими и иметь единый пул поставщиков комплектующих. "Без такой кооперации проектов нам не удастся реализовать поставленную государством задачу - занять до 10% мирового рынка гражданских самолетов", - сказал М.Погосян.

Глава корпорации "Иркут" А.Федоров рассказал, что в итоге продуктовая линейка ОАК в сегменте самолетов с 90-130 креслами будет представлена моделями SSJ100, SSJ100 LR (Long Range) и SSJ130 (NG). Планируется, что поставки двух последних моделей на рынок начнутся в 2012 и 2016 гг. соответственно. У SSJ130 будет композитное крыло, как у МС-21. В сегменте самолетов на 150-200 кресел будут производиться МС-21-200 и МС-21-300, которые получат некоторые комплектующие и технические наработки от SSJ100. В сегменте 200-300 кресел корпорация будет представлена самолетом "2020".

В области транспортной авиации до 2025 г. Россия планирует построить 230 легких транспортных самолетов, до 100 средних транспортных самолетов, до 100 грузовых самолетов короткого взлета и посадки, 240 тяжелых транспортных самолетов - 240 единиц и 30 тяжелых транспортных самолетов. Об этом сообщил старший вице-президент ОАК Олег Демченко.

Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100)

На этот раз самолет SSJ100 можно было видеть только в полете. Демонстрационные полеты выполнял опытный экземпляр №95004. Кроме того, в Жуковский на полдня прилетал серийный самолет авиакомпании "Армавиа", на котором "покатали" журналистов.

17 августа авиакомпания "Аэрофлот" в Комсомольске-на-Амуре подписала акт технической приемки второго самолета SSJ100. Первый самолет авиакомпания получила 9 июня.

ГСС планирует к концу 2012 г. увеличить темпы выпуска самолетов SSJ100 до 3 самолетов в месяц, сообщил журналистам президент ГСС Владимир Присяжнюк. "В декабре мы рассчитываемся выйти на 2 самолета в месяц, а концу 2012 года - на 3 машины месяц", - сказал он. В настоящее время выпускается одно ВС в месяц.

Ту-204СМ

Самолет демонстрировался на статической стоянке и в полете. ОАО "Туполев" намеревается поставить заказчикам более 100 самолетов Ту-204СМ. Согласно меморандуму о взаимопонимании, эксплуатантами новых самолетов станут авиакомпании Red Wings (44 самолета), "ВИМ-Авиа" (45) и "Авиастар-Ту" (15). "Сделка должна быть реализована через лизинговые компании российских банков", - пояснил заместитель директора по внешним связям и маркетингу Алексей Алферьев. Были названы, в частности, ВЭБ, ВТБ и Сбербанк. Срок погашения лизинговых платежей составляет 10-15 лет, в последующем ВС могут быть выкуплены по остаточной стоимости.

ОАО "Туполев" подписало соглашение с российскими авиаперевозчиками "О совершенствовании системы поддержания летной годности в отношении самолетов Ту-204/214". Партнерами "Туполева" по данному соглашению стали "Трансаэро", "Ред Уингз", "Авиастар-Ту", "Кавминводыавиа", специальный летный отряд "Россия". Уже функционирует центр технического обслуживания в Казани, планируем в этом году создать подобный центр в Подмосковье, сказал глава дирекции по поддержанию летной годности Андрей Гришин. По его словам, у эксплуатантов лайнеров Ту-204/214, "надежность вылета воздушных судов", благодаря новой схеме обслуживания, составит не менее 99%". Гришин сообщил также, что для практической реализации "такого высокого параметра надежности" в ближайшее время будут заключены соответствующие соглашения с поставщиками комплектующих изделий.

Ту-214ОН

На статической стоянке и в полете впервые демонстрировался специализированный самолет наблюдения Ту-214ОН, предназначенный для работы в рамках Договора по открытому небу. Свой первый полет он совершил 1 июня.

Как сообщил генеральный директор - генеральный конструктор концерна "Вега" Владимир Верба, "благодаря кооперации разработчиков и авиастроителей в России построен первый специальный самолет наблюдения Ту-214ОН, он проходит летно-конструкторские испытания". "Бортовой комплекс аппаратуры наблюдения этого самолета включает в себя все разрешенные Договором средства наблюдения, аппаратуру управления и контроля, а также устройство записи и отображения всей полученной в ходе наблюдательных полетов информации на жесткий магнитный диск компьютера", - пояснил глава концерна. По его словам, "среди самолетов всех 34 государств-участников Договора по открытому небу российский Ту-214ОН - единственный, на котором установлен полный комплект аппаратуры наблюдения, разрешенный международными договоренностями". "Это дает России определенные преимущества в реализации Договора", - подчеркнул В.Верба.

Второй самолет Ту-214ОН планируется построить к концу 2012 г.

Ан-140

На статической стоянке демонстрировался самолет Ан-140-100 с бортовым номером 41254, изготовленный по заказу МО РФ. Первый полет самолет выполнил 6 августа. В мае 2011 г. МО РФ заказало "Авиакору" еще 9 таких самолетов, которые должны быть поставлены в ближайшие три года. Вполне возможно, что демонстрация Ан-140 в какой-то степени связана с тем, что работы по легкому ВТС Ил-112В прекращены и МО РФ намерено объявить новый конкурс на создание легкого военно-транспортного самолета. Известно, что рамповый вариант самолета ГП "Антонов" прорабатывало давно. В этой связи интересен и тот факт, что итальянский ВТС С-27J на МАКС-2011 не прилетел, хотя первоначально его участие в салоне планировалось.

Правда президент ГП "Антонов" Д.Кива в ходе салона заявил, что самолеты Ан-140 будут оптимальной заменой выводимых из эксплуатации самолетов Ан-24 (с 1 января 2012 г. эксплуатация Ан-24, необорудованных системами предупреждения столкновения с землей и столкновения в воздухе, будет запрещена). Как и Ан-24, самолеты Ан-140 могут эксплуатироваться в регионах со сложными климатическими условиями, но их топливная эффективность в 1,6 раза лучше. Он также сообщил, что при "грамотном финансировании" можно производить около 50 самолетов Ан-140 в год. В ходе салона гендиректор завода Алексей Гусев сообщил, что "Авиакор" уже ведет переговоры с авиакомпанией "Аэрофлот" о поставке 25 самолетов Ан-140.

Ан-158

Впервые на статической стоянке МАКС и в полете демонстрировался сертифицированный самолет Ан-158. Председатель МАК Татьяна Анодина в ходе салона вручила ГП "Антонов" сертификат на разработку, производство и эксплуатацию этого самолета. О том, что Ан-158 получил сертификат МАК, сообщалось в феврале.

Рамповый вариант самолета Ан-158 - Ан-178 (модель демонстрировалась на стенде ГП "Антонов") заинтересовал группу компаний "Волга-Днепр". Сам самолет появится через 2-3 года. По словам главы компании "Волга-Днепр" А.Исайкина, в авиапарке компании сейчас нет легких транспортных самолетов, и данная модель заполнит эту нишу.

Ан-124

Самолет Ан-124-100 компании "Волга-Днепр" демонстрировался на выставке в первые три дня. Кроме уже упомянутого соглашения авиакомпании с ГП "Антонов" о модернизации самолетов в вариант Ан-124-111, авиакомпания "Полет" заказала 15 самолетов Ан-124, поддержав тем самым проект возобновления их производства на заводе в Ульяновске. Об этом в ходе МАКС-2011 заявил генеральный директор компании Анатолий Карпов. "Самолет Ан-124 должен выпускаться и использоваться, поэтому мы и участвуем в программе восстановления его производства", - отметил он. По словам А.Карпова, для возобновления серийного производства "Русланов" в России необходим стартовый заказ на 20 единиц. Ранее представители ОАК заявляли, что для возобновления серийного производства Ан-124 необходим заказ на 40 самолетов. В настоящее время потенциальными заказчиками транспортника являются Министерство обороны России, авиакомпания "Волга-Днепр" и "один из арабских перевозчиков".

Покупка некоторого количества Ан-124 предусмотрена госпрограммой вооружений России на 2011-2020 годы. По словам Карпова, Минобороны уже занимается восстановлением стоящих на вооружении "Русланов" на предприятии в Ульяновске.

В конце 2009 г. сообщалось, что возобновление производства Ан-124 обойдется в 17 млрд. рублей. При этом стоимость одного нового самолета составит около $200 млн. ОАК может начать поставки новых самолетов Ан-124 МО РФ уже в 2014 г. При этом, в отличие от проекта Ан-70 от ГП "Антонов" не потребуется перевода конструкторской документации "в цифру", поскольку оснастка для производства самолетов в Ульяновске сохранилась.

Ан-225

Этого самолета на МАКС-2011 не было, но в ходе салона президент ГП "Антонов" Д.Кива сообщил, что МО РФ обратилось с просьбой подготовить пакет предложений по достройке и модернизации второго транспортного самолета Ан-225 "Мрия". О том, что МО РФ проявляет интерес к достройке второго самолета Ан-225 и его приобретению, впервые стало известно в мае 2011 г. во время посещения Киевского авиационного завода министром обороны России Анатолием Сердюковым. В 2009 г. "Антонов" оценивал стоимость достройки транспортного самолета в $100 млн, из которых около $25 млн требовалось на покупку двигателей.

Первый самолет Ан-124 эксплуатируется компанией Antonov Airlines, принадлежащей ГП "Антонов", второй экземпляр, по некоторым данным, готов на 60-70%. По словам Д.Кивы, крыло для Ан-225 полностью готово и находится на предприятии.

Бе-200

Самолет демонстрировался на статической стоянке и выполнял демонстрационные полеты со сбросом воды. МЧС России планирует создать в РФ три группировки самолетов-амфибий Бе-200 для борьбы с природными возгораниями, сообщил глава министерства Сергей Шойгу. "Дальше мы, естественно, предполагаем создание трех крупных авиационных узлов на базе самолетов Бе-200, которые могли бы оперативно, эффективно тушить пожары по заявке лесников", - сказал C.Шойгу. По его словам, "это будет эскадрилья на Дальнем Востоке, скорее всего, в Хабаровске и Красноярске, а также эскадрилья в Центральной части РФ".

Ил-96-400Т

Самолет Ил-96-400Т на статической стоянке демонстрировала авиакомпания "Полет". Она планирует пополнить свой парк четвертым самолетом этого типа. "На тех направлениях, на которых мы работаем, в ближайшие два-три года будет достаточно четырех машин, - сказал гендиректор компании. - Что будет дальше в этом плане, зависит от многих факторов, прежде всего экономического характера".

Самолет успешно прошел аккредитацию за рубежом и выполняет полеты в Китай, Корею, Австралию, страны Евросоюза, Африки, Азии. За полтора года эксплуатации Ил-96-400Т на внутренних воздушных линиях авиакомпания провела работу по допуску 25 российских аэропортов к приему этого самолета. В частности, в аэропорты Якутска, Магадана, Петропавловска-Камчатского и Хабаровска перевезено порядка 10000 тонн грузов.

Ил-96-400Т остается фактически единственным отечественным дальнемагистральным широкофюзеляжным самолетом из семейства машин Ил-96, Ил-96-300 больше производиться не будет.

А380

Дебютантом МАКС-2011 стал крупнейший в мире серийный пассажирский самолет А380. В Жуковский прибыла опытная машина №004 (она же прилетала в 2009 г. в Домодедово). С начала 2011 г. корпорация Airbus поставила заказчикам 12 новых самолетов, а всего к моменту открытия салона построено 72 ВС этого типа, в регулярной эксплуатации находится 53 самолета, которые летают под флагами шести авиакомпаний.

Появление А380 на МАКС совсем не случайно. Несмотря на то что российские чиновники высшего ранга во время посещения выставки проигнорировали самолет, 17 августа на пресс-конференции корпорации Airbus было объявлено, что авиакомпания "Аэрофлот" создаст рабочую группу, которая должна обсудить возможность приобретения А380. На следующий день глава авиакомпании "Трансаэро" Ольга Плешакова заявила, что ее авиакомпания рассматривает возможность эксплуатации А380 уже с 2015 г. При этом г-жа Плешакова не уточнила, сколько именно самолетов планирует купить авиакомпания, но отметила, что коммерческое предложение от европейцев ей уже поступило. У "Трансаэро" долгое время был один зарубежный партнер - Boeing. На МАКСе-2011 выяснилось, что с "единоличием" Boeing в авиакомпании решили порвать и заказали 8 самолетов А320neo. Американцы от крупного клиента отказываться не намерены - конкуренцию А380 должны составить самолеты Boeing 747-8. По словам О.Плешаковой, "Трансаэро" будет выбирать между двумя лайнерами.

Boeing 787

Еще одним иностранным дебютантом салона стал самолет Boeing 787. Он уже завершил программу сертификационных испытаний (самолет ZA001, который демонстрировался на салоне, налетал более 1300 ч) и в сентябре должен выйти на регулярные рейсы под флагом стартового заказчика - авиакомпании ANA.

Вице-президент компании Boeing Рэнди Тинсет признал некоторые проблемы с графиком запуска самолетов, сложности, касающиеся дизайна самолета и поставок комплектующих. "Но мы верим, что эти вопросы решены", - сказал он. К открытию МАКС-2011 компания Boeing имела на этот самолет более 800 заказов. Среди заказчиков есть и российская авиакомпания "Аэрофлот", которая намерена купить 22 самолета. "Со временем мы будем привлекательны и для других авиакомпаний в России", - уверен Р.Тинсет.

Отвечая на вопрос о росте цен на нефть и экологии, Р.Тинсет сказал: "У нас есть план сокращения "углеродистого следа" на 50% к 2050 г. Эта задача будет выполняться… поиском нового экологичного топлива. Этот проект мы разрабатываем совместно с правительствами стран, научными институтами и компаниями по всему миру. Мы хотим производить биотопливо на местах. И я верю, что в ближайшие несколько лет биотопливо будет все более доступно для самолетов".

 

Партнеры